Правовая поддержка
Получить консультацию по правам
Общая информация
Законодательство в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации основывается на правовых нормах:
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. № 5487-1.
- Федеральный закон Российской Федерации "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
- Другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- Брошюра «Получение финансовой помощи и существующие финансовые угрозы» (для людей с тяжелыми и редкими заболеваниями).
Ниже представлены пункты, которые защищают права граждан в сфере здравоохрания.
- Конституция Российской Федерации:
Согласно ч.2 статьи 7 Конституции РФ «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей…»
Согласно ч.1 ст. 41: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответ- ствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». [1,2]
Согласно ч.3 ст. 41: Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
- Федеральный Закон Российской федерации «Об Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1:
Статья 1. Охрана здоровья граждан: Гражданам Российской Федерации гаранти- руется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Статья 30. Права пациента: При обращении за медицинской помощью и ее получе- нии пациент имеет право на:
- уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслу- живающего персонала;
- выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
- обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно- гигиеническим требованиям;
- проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
- облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмеша- тельством, доступными способами и средствами;
- сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обсле- довании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;
- информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;
- отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;
- получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
- получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
- возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
- допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
- допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоста- вление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения. В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.
-
Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ»:
Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи:
Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализу- ется путем:
- соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицин- ской организации;
- оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;
- обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;
- организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;
- установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспече- ния комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;
- создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.
В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.
Статья 18. Право на охрану здоровья
Статья 19. Право на медицинскую помощь
Статья 22. Информация о состоянии здоровья
Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье
Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья
- Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.
- Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.
- Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.